Агентство политических и экономических коммуникаций подготовило предварительные прогнозы Кампании-2021

В опубликованном 9 марта 2021 года докладе АПЭК «Парламентская кампания-2021: риски хаотизации и базовые сценарии» рассматривалось 4 гипотетических сценария формирования нового состава Госдумы: от наиболее вероятной «четырехпартийной модели» до менее вероятной «пятипартийной», маловероятной «трехпартийной» и практически не реализуемой «многопартийной». На конец мая этого года существенно увеличилась вероятность реализации сценария с изначально названной наиболее вероятной «четырехпартийной» моделью. Есть реальное получение «ЕР» от 305 до 320 мандатов.

В зависимости от уровня интереса избирателей к парламентской кампании будут выстраиваться региональные приоритеты политических игроков при ее ведении. При низком уровне политической активности возможно определенное смещение интереса оппозиционных игроков от крупнейших городов (территорий с потенциально низкой явкой) к малым и средним городам ряда регионов Центрального и Северо-Западного федеральных округов, наиболее протестным территориям Приволжского федерального округа, традиционным зонам протестной активности в Уральском и Сибирском федеральных округах. Характерно, что стратегия, как Владимира Путина, так и руководства «Единой России» с особым акцентом на поддержку индустриальных регионов, малых и средних городов, исторических поселений позволяет превентивно реагировать на такое изменение тактики оппозиции. Высокий общественный интерес к выборам, в свою очередь, может стать фактором дополнительного внимания оппозиционных игроков к крупнейшим городам и ведущим агломерациям. При таком развитии событий сохраняет дополнительную политическую актуальность ряд продвигаемых руководством страны и «Единой Россией» инициатив по развитию первичного звена системы здравоохранения и городского благоустройства, отвечая интересам жителей городов и микрорайонов с высокой интенсивностью жилищного строительства и отстающими на данный момент темпами возведения социальной инфраструктуры.

Можно предполагать, что после сентябрьских выборов Госдума обновится минимум на 20–25%. При этом обновление оппозиционных фракций Госдумы будет происходить медленнее, чем в случае «Единой России», фракция которой по итогам выборов обновится не менее чем на 40%, а возможно, более чем на 50%.

Одним из факторов, сдерживающих темпы обновления оппозиционных парламентских фракций, становится отсутствие у соответствующих партий института регулярного проведения праймериз, а также влияние консервативных по характеру элитных групп, контролирующих их деятельность. Данный процесс может привести к усилению конфликтов внутри парламентских оппозиционных партий в период смены политических поколений в России в 2022-2024 годах, причем на региональном уровне такие конфликты могут затронуть отделения этих партий в крупных городах, становясь как фактором внутрипартийной нестабильности, так и дополнительным стимулом для создания новых политических проектов, претендующих на протестный электорат, особенно накануне федеральных кампаний 2024 и 2026 годов.

При этом в рамках парламентской кампании-2021 более вероятно получение непарламентскими партиями относительно невысокого уровня поддержки. Можно предположить, что после кампании 2021 года произойдет дальнейшая трансформация непарламентского оппозиционного фланга, причем пока действующие в этом формате «старые» партии, столкнувшись с заметными кризисными явлениями, имеют большие шансы на политическое выживание и активную деятельность в перспективе 2022-2023 годов, чем ряд новых партпроектов.