АПЭК подготовило аналитический доклад о губернаторских кампаниях 2021 года

Основными тенденциями в 2021 году можно отметить сравнительно ограниченную интенсивность информационных атак против действующих губернаторов и врио глав регионов по сравнению с кампаниями предыдущих лет, не совмещенных с парламентскими выборами. Конечно, часть губернаторских кампаний в 2021 году проходит в ярко выраженных патерналистских регионах либо территориях с традиционным доминированием кандидатов лояльного пула, однако в таких субъектах Федерации также не исключен переход внутриэлитных конфликтов в публичное пространство. Скорее, можно считать, что парламентская кампании привела к корректировке приоритетов как ведущих медиа, так и региональных политических игроков, в целом снижая внимание к деятельности глав регионов и приводя к росту интенсивности информационных атак прежде всего против наиболее ресурсных кандидатов в депутаты Госдумы и заксобраний. В итоге парламентская кампания в части регионов создает более благоприятный информационный фон для ведения кампаний ряда губернаторов, чем это наблюдалось в 2018-2020 годах.

Проведение губернаторских кампаний на фоне парламентской кампании создает риски для дополнительной мобилизации протестного электората, но, скорее всего, эта тенденция реализуется весьма ограниченно и в полной мере может проявиться в тех субъектах Федерации, где идет активная конкуренция между ресурсными кандидатами в одномандатных округах. Напротив, отказ в регистрации части таких узнаваемых кандидатов местного уровня может становиться фактором демобилизации наиболее радикальной части протестных избирателей при условии инерционного сценария развития парламентской кампании в конкретных регионах.

Вопросы локальной повестки могут оказать существенное влияние на ход кампании на завершающем этапе губернаторских выборов как минимум на уровне муниципальных образований, где наблюдаются подобные проблемы.

Тенденцией, которая может усилиться в ходе последующих губернаторских кампаний, становится работа команд глав и врио руководителей регионов по взаимодействию с федеральными медиа — даже в случаях, когда выборы не связаны с электоральными рисками для таких кандидатов. В сочетании с трендами предыдущих лет, связанных с работой по крайней мере части региональных оппозиционных игроков по продвижению в федеральном информационном пространстве, это может сработать на повышение внимания к части губернаторских кампаний со стороны общенациональных СМИ в перспективе 2022-2023 годов. При этом внимание команд губернаторов к выстраиванию их имиджа и образа возглавляемых ими регионов в федеральном медиа-пространстве в дальнейшем может чаще приобретать более долгосрочный характер, не ограничиваясь рамками непосредственной подготовки к выборам.

Проблемы, связанные с пандемией коронавирусной инфекции (проведение вакцинации, ограничительные меры, состояние системы здравоохранения) играли несколько меньшую роль в повестке губернаторских кампаний 2021 года, чем в аналогичный период 2020 года. Частично это связано с усталостью аудитории от данной группы тем. Например, по данным исследования ФОМ 3–5 сентября 2021 года, группу тем, связанным с пандемией коронавируса и проведением вакцинации, выделило лишь 2% опрошенных – наибольшее внимание со стороны респондентов за этот период получили ситуация в Афганистане (13%), а также группа социальных инициатив федеральных властей («выплаты, пособия, повышение пенсий» отметили в качестве ключевых событий 8% опрошенных). При этом более долгосрочным вызовом для глав регионов на перспективу ближайших лет становится организация системы реагирования на чрезвычайные ситуации (стоит учитывать и уровень потенциальных рисков для регионов, где ранее подобные природные катаклизмы происходили редко, – отметим фактор природных пожаров, в 2021 году затронувших и ряд территорий, длительное время считавшихся относительно благополучными).

Прогнозируя тенденции губернаторских кампаний в 2022 году, стоит учитывать: в этот период среди регионов, где должны пройти очередные выборы глав, гораздо выше доля протестных, причем часть из них традиционно находятся в зоне особого внимания федеральных СМИ (ярким примером является Свердловская область). По этой причине в следующем году можно ожидать резкого возрастания интенсивности негативных информационных кампаний, связанных с ситуацией в таких регионах, причем, вероятно, эта тенденция начнет проявляться уже с осени 2021 года.