Что такое авто ралли — любительские и спортивные?

Авто ралли — соревнования на регулярность движения. Другими словами, переезд из пункта А в пункт Б по обговоренной трассе за указанный промежуток времени. Попытаемся объяснить, что такое автомобильное ралли, какие бывают и как проходят.

Современные ралли подразделяются на любительские («чайные») и спортивные. Существуют еще ралли-рейды, марафоны, ралли-кросс, но они представляют из себя, скорее, смеси указанных разновидностей, а не самостоятельные виды. Поэтому остановимся только на двух основных соревнованиях.

Что такое любительское ралли?

В любительских ралли могут участвовать все, кому не лень — от мастера спорта до «чайника», получившего права позавчера. Единственным условием является наличие водительского удостоверения и автомобиля, соответствующего требованиям ПДД.

Перед стартом таких ралли экипажам выдается легенда, представляющая из себя стенографическое описание маршрута движения с указанием пунктов контроля времени (КВ) и прочей атрибутики. В промежутках между КВ в легенде помечены ориентиры и расстояние между ними, позволяющие спортсменам не сбиться с дороги. Кроме легенды спортсмены получают маршрутный лист, в котором указаны все КВ и нормативы времени для переезда от одного к другому.

Как правило, вся трасса разбита на несколько отрезков, начинающихся и заканчивающегося КВ и имеющих свой временной норматив. Например, протяженность трассы равна 300-ам километрам, которые надо проехать за 600 минут, но на самом деле маршрутный лист определяет, что эти 300 км разбиты на 3 участка — 100, 150 и 50 км — определенные как движение из КВ-0 (0 км) до КВ-1 (100 км) за 200 минут, из КВ-1 (100 км) до КВ-2 (250 км) за 300 минут и из КВ-2 (250 км) до КВ-3 (300 км, финиш) за 100 минут.

При этом точность прибытия фиксируется в каждом КВ, а старт на следующий участок дается, как бы с нуля. Это называется переменным расписанием и по нему проводятся сегодня практически все ралли. За опоздание или опережение своего графика на каждом КВ экипаж получает штрафные минуты, сложение которых и определяет победителя — у кого «штрафа» меньше, тот и выиграл.

На первый взгляд все настолько просто, что становится непонятно — в чем собственно состоят соревнования между экипажами? Чтобы не происходило такого впечатления, организаторы предпринимают отчаянные усилия для создания спортсменам-любителям дополнительных трудностей. В “чайных” ралли применяются следующие усложнения.

Трассу ралли делают образованные люди, поэтому часто они задают в маршрутном листе совершенно ненормальную среднюю скорость между КВ. Представьте, что вам надо проехать по запутанной, похожей на маршрут Ивана Сусанина дороге 88 км за один час! При этом вы должны не сбиться с неведомой ранее тропы, указанной в легенде, не попасться инспектору ДПС (на перегонах необходимо соблюдать ПДД), передвигаться среди никуда не спешащих дачников.

В этом и расчет организатора — почти все «везут» опоздание, а следовательно и разные результаты. Однако, этих издевательств над спортсменами и их машинами оказывается мало и в дополнение на трассах вводят новые усложнения.

Одним из них является контроль прохождения (КП) представляющий из себя машину с судьями, стоящими на трассе между КВ и свидетельствующими в контрольных картах всех, проезжающих мимо гонщиков, что те, желая сократить расстояние и, следовательно, среднюю скорость, не поехали по «срезке», нагло игнорировав указания легенды. Заблудшие и особо хитрые участники, не имеющие отметки КП немедленно удаляются из зачета.

Однако, полным издевательством бесспорно считается внезапный контроль времени (ВКВ). Это ловушка для особо прытких экипажей, выставляющаяся в виде все той же судейской машины в самом неожиданном месте, около которой надлежит остановиться и получить в контрольной карте время отметки. Далее в действие вступает сложная система подсчета, смысл которой состоит в следующем: каждый пункт ВКВ находится на трассе на точно известном расстоянии от предыдущего КВ, а в правилах определяется, что экипаж не может превышать график движения (определяемый средней скоростью) больше, чем на 10 процентов.

Переводя на русский язык получается, что опаздывать на ВКВ можно сколько душе угодно, а вот слишком быстрые экипажи, оказавшиеся в этом пункте раньше намеченного времени (-10% от него) нещадно штрафуются за каждую минуту опережения. Например, от КВ-3 до КВ-4 отмеряно 60 км и обусловлено время прибытия на КВ-4 за 60 мин. На 30-м км пути стоит ВКВ и, следую правилам, вы не имеете права прибывать на него быстрее, чем за 27 минут (30 мин — график — 3 мин (10%)). Если же, гонщики примчались, вытаращив глаза на пункт ВКВ за 26 мин. — они имеют 60 штрафных очков, приплюсованных к общему штрафу по всей гонке.

Вот такая высшая математика, причем просчитывать все эти заморочки приходится в тесном, трясущемся и темном автомобиле за короткий промежуток времени.

Впрочем, чтобы задачи участников автопробегов не сводились только к поиску нужных направлений движения и соблюдению его графика, организаторы ралли придумали «разбавитель», который стал главным определяющим фактором соревнований. Изюминкой стали дополнительные соревнования, сразу переименованные участниками в «допы». Суть в том, что в ходе плавных перемещений от КВ до КВ устраиваются некие промежуточные заезды со своим (или совмещенным с КВ) стартом, финишем и временно-очковым значением. Широта разнообразия возможных «допов» велика и зависит лишь от затейливости ума руководителей ралли.

Наиболее популярными в народе допсостязаниями по праву считаются: регулярность движения, режимные гонки, слалом, спринт, подъем на холм.

Особым цинизмом по отношению к участникам отличаются «допы» на регулярность движения (РД), что выражается в изощренных головоломных заданиях. Сущность заключается в постановке задачи перемещения на неизвестное расстояние с заданной скоростью. Отклонение от этого режима, как в «плюс», так и в «минус» ведет к опозданию или опережению на финише, выраженному в единицах времени и соответствующему штрафу, прибавляемому к общему штрафному балансу экипажа. Скорость РД задается или в маршрутном листе или просто знаками на дороге.

Так как скоростные участки (СУ) с ездой «на все деньги» в любительских ралли запрещены из-за отсутствия необходимых элементов безопасности машин и перекрытий на трассе, организаторы придумали для спортсменов некоторые «отдушины». Эти «допы» называются режимными гонками (РГ) и представляют из себя отмеренные на трассе участки с известными стартом и финишем, которые надлежит пройти не медленнее, чем за определенное организаторами количество времени, причем опережение не пенализируется. Понятно, что несмотря на правила, гонщики «прохватывают» РГ с постоянно удерживаемой в полу педалью газа.

Особой любовью спортсменов, участвующих в «чайных» ралли пользуются слаломы. Замудрые «змейки», проложенные среди лабиринта стоек позволяют пилотам вдоволь удивить местное население специфическими навыками вождения с заносом осей, убить резину и надорвать стандартный мотор, и это при том, что выигрывает в слаломе в 99-ти случаях из ста тот, кто едет не эффектно, а более точно соблюдая кратчайшую траекторию, да и сами слаломы дают обычно минимальное преимущество. Поэтому их в большой степени можно отнести к раллийному шоу.

Казалось бы, «чайные» ралли мероприятие скучное, но не пройдя через эти мытарства трудно понять сущность этого вида автоспорта. Что касается эмоций, возникающих в ходе и по окончании таких соревнований, то их хватает с избытком.

Что такое спортивные ралли?

Именно эти ралли называют «королевой автоспорта». Думается это справедливо. Отдавая должное зрелищности автокросса, кольцевых гонок и прочих гонок, нельзя не заметить их оторванности от «жизни», узкоспецифическую подготовку машин, однобокость приемов вождения… Спортивные ралли удивительным образом совместили в себе все виды автоспорта, а по степени приближения к реальным условиям не имеют себе равных.

По своему принципу спортивные ралли отличаются от «чайных» незначительно — те же, следующие друг за другом КВ, лишенные, правда, коварного внезапного контроля времени, с тем же самым «дорожным налогом» за опоздания и опережения. Разница состоит в «допах», ибо в спортивных ралли только они определяют сильнейших.

Здесь тоже иногда, для «увеселения толпы» применяются слаломы, но основным «допом» является Скоростной Участок (СУ), ради которого строятся супермашины и тратятся огромные деньги. Так как маршрутные документы выдаются участникам заранее, и они имеют возможность досконально изучить трассу, составить стенограммы прохождения СУ, то опоздания на спортивных ралли очень редки и являются, как правило, следствием возникших в пути технических трудностей.

Скоростной участок — это отмеченный в легенде и маршрутном листе стартом и финишем отрезок КВ, каждая секунда нахождения на котором является для экипажа штрафным очком. При этом скорость движения по нему ограничена не ПДД, а только возможностями экипажа максимально быстро передвигаться в автомобиле. По этой причине, в спортивных ралли очень велики требования к безопасности машин и снаряжению гонщиков, вместе со многими специальными техническими компонентами обговоренными в правилах, а также перекрыто все возможное движение остальных транспортных средств.

Совершенно ясно, что при езде «на всю катушку» решающее значение имеет не только мастерство и слаженность экипажа, но и техническое состояние раллийного автомобиля. Поэтому все раллийные машины подразделены на группы подготовки в зависимости от допускаемых переделок и на классы, определяемые количеством имеющихся под капотом «миллилитров», а также наличием или отсутствием турбонагнетателя.

Простота спортивных ралли очевидна — не опаздывай (и не опережай) на КВ и «лупи со всех сил» на «допах».

Статьи по теме
  • Экипировка пилота — комбинезоны для авто гонщиков
  • Драг рейсинг — гонки на 402 метра. Техника для драг рейсинга
  • Спортивные грузовики КамАЗ для ралли «Дакар»
Что ещё почитать