Делороссы готовят позицию по реформе валютного регулирования

14 сентября в «Деловой России» прошло совещание по валютному регулированию с участием экспертов РАНХиГС при президенте РФ и Всероссийской академии внешней торговли (ВАВТ) Минэкономразвития России по реформе валютного регулирования и валютного контроля в РФ. Участники совещания обменялись мнениями о Концепции реформы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, которую подготовили эксперты этих вузов.

— Вопросы валютного регулирования являются одними из наиболее острых и наболевших в среде предпринимателей — экспортеров. Напомню, что еще в октябре 2016 года на форуме «Деловой России» с участием президента России Владимира Путина член координационного совета нашей организации Михаил Левчук отметил наличие избыточных требований по осуществлению валютного контроля в России, что ставит отечественных экспортеров в неравные условия по сравнению с зарубежными конкурентами, работающими в более комфортной юрисдикции, — сказала вице-президент и руководитель исполкома Нонна Каграманян, открывая совещание.

До сих пор остается еще большое количество ограничений и барьеров, снижающих конкурентоспособность российских экспортеров на внешних рынках. Концепция реформы валютного регулирования и валютного контроля в РФ, предложенная РАНХиГС при президенте РФ и ВАВТ Минэкономразвития России, предусматривает полный отказ от ограничений закона о валютном контроле: отмену требования репатриации валюты, ограничений по зачислению денег на зарубежные счета, административной и уголовной ответственности. Концепция основана на опыте стран Организации экономического сотрудничества и развития, где валютные ограничения не применяются.

Подробнее об этом рассказала руководитель Российского центра компетенций и анализа стандартов ОЭСР РАНХиГС при президенте РФ Антонина Левашенко. Она отметила, что на практике валютное регулирование в России используется разными ведомствами как дополнительный механизм контроля. Центробанк рассматривает его как инструмент борьбы с «грязными» деньгами, Федеральная налоговая служба — как способ получения налоговой информации по зарубежным счетам, Федеральная таможенная служба — как средство контроля за ценой товара. По словам эксперта, разрозненные меры по либерализации регулирования не дают должного эффекта, так как по-разному трактуются контролирующими органами.

Минфин разработал законопроект, предусматривающий поэтапную отмену репатриации валютной выручки по сырьевому энергетическому экспорту (кроме экспорта леса). Однако эксперты оценивают его критически: спикер отметила, что наряду с отменой требования о репатриации законопроект вводит систему риск-ориентированного подхода к контролю за подозрительными операциями — это избыточно и обременительно для регуляторов и бизнеса, а кроме того, дублирует механизмы действующего ФЗ-115.

Эксперты также призывают к отмене административной и уголовной ответственности за валютные правонарушения. В частности, соответствующие статьи УК РФ, по словам Антонины Левашенко, не являются действенными способами расследования содержания валютных преступлений.

— Валютный контроль, по сути, архаичный инструмент, и концепция должна предполагать отмену валютного контроля и уход от поэтапного и риск-ориентированного подхода, которые создают «черную дыру» для бизнес-процессов, — подытожила Антонина Левашенко.

Директор клуба Россия — ОЭСР ВАВТ Минэкономразвития России Александра Коваль отметила, что валютный контроль остается одной из ключевых проблем для разных сегментов бизнеса. По её словам, главная задача экспертов, выступающих за отмену валютного контроля — показать контролирующим органам, что есть другие инструменты контроля, и можно улучшать их, а не создавать административную нагрузку на валютных резидентов.

Член координационного совета «Деловой России» Михаил Левчук высоко оценил системный подход авторов концепции.

— Мне нравится идея посмотреть, не вредит ли выбранный подход системе контроля и системе инвестирования или созданию общего экономического пространства. Возможно, вопрос, что хуже для тех, кто контролирует и уж точно хуже для тех, кто хочет создавать единое экономическое пространство, на этом этапе как-то «выстрелит», — сказал он.

Президент компании «ТемпСтройСистема» Татьяна Красных отметила, что у её компании не было проблем, пока она работала с европейским рынком. «Мы вышли на просторы СНГ, где появилась местная валюта, которую вообще невозможно перечислить в Россию, невозможно открыть счета в местной валюте», — привела пример она. По её словам, закон о валютном контроле — это лишняя надстройка. Она считает, что отдельные положения должны оставаться в других нормативных актах: «Существование [отдельного] закона позволяет манипулировать различным органам валютного контроля», — опасается спикер. Кроме того, по её словам, наличие закона создаёт конфликт между органами валютного контроля относительно их полномочий и компетенций.

Нонна Каграманян предложила по итогам совещания подготовить письмо-позицию от четверки бизнес-объединений с инициативой создания межведомственной рабочей группы, чтобы снять барьеры, которые препятствуют нормальной работе бизнеса.

— Я услышала сегодня много живых и сильных аргументов, которые могут лечь в основу этой позиции, — подытожила она.

Член генерального совета «Деловой России» Валерий Калюжный предложил включить в это письмо в виде кейсов последствия применения закона о валютном регулировании.