Как ухаживать за автомобильным кондиционером

Поддержание комфортной температуры и влажности в салоне автомобиля — основная функция кондиционера. Однако комфорт — это не все. Не нужно прибегать к результатам научных исследовании, чтобы понять, что жара и духота не только действуют угнетающе на общее состояние водителя, но и замедляют его реакцию. Поэтому исправный кондиционер — еще один шаг к повышению безопасности на дорогах.

Конструкция и принцип действия

Принцип действия кондиционера основан по той же схеме, что и обычного холодильника. Разница лишь в том, что нагрузки на автомобильный охладитель воздуха значительно выше. В отличие от холодильника, он работает «в полевых условиях». Грязь, влага, внешнее воздействие различных веществ (например, соли, которой посыпают дороги), отсутствие герметизации салона и интенсивный нагрев воздуха — все это не может не сказаться на работе устройства.

Основные элементы конструкции автомобильного кондиционера:

Компрессор

Самый важный и сложный элемент охладительной системы. Именно он отвечает за сжатие охлаждающего газа низкой температуры до состояния высокой температуры.

Конденсор (или радиатор)

Отвечает за преобразование хладагента (фреона), который нагнетается компрессором, в жидкое состояние. Именно эта деталь системы подвержена воздействию внешних факторов.

Испаритель

Отвечает за преобразование жидкого хладагента-фреона в газообразное состояние с последующим поглощением тепла и осуществлением подачи охлажденного воздуха в салон автомобиля.

Кроме этого, системы охлаждения воздуха в составе конструкции имеют:

  • аккумуляторы-осушители;
  • расширительные трубки;
  • ресиверы-осушители;
  • компрессорные приводы и пр.

К дополнительным элементам относят:

  • датчики температурного режима компрессора;
  • датчики высокого и низкого давления,
  • многофункциональные датчики;
  • предохранительные клапаны и пр.

Важные нюансы обслуживания кондиционера

Избежать сложных и дорогостоящих поломок просто, достаточно лишь внимательно относиться к автомобилю и системе кондиционирования в частности. Вовремя устраненные причины неполадок значительно увеличат срок и качество службы системы.

Регулярно и тщательно очищайте радиатор

Самый первый и страшный враг любого автомобильного кондиционера — грязь и влага. А если добавить к ним различные химические соединения, которыми так богата зимняя дорога, то результат представить нетрудно.

Грязь, снежная каша и соль накапливаются внутри радиатора, попадают в многочисленные щели и трубки, забиваются под элементы фиксации.

Тщательно очищать радиатор рекомендуется, как минимум, один раз в год, весной. Обычно это делается во время подготовки автомобиля к весенне-летнему периоду.

Не оставляйте прибор «зимовать» в нерабочем состоянии

Многие автовладельцы откладывают починку кондиционера до того момента, как он понадобится. То есть, до весны. Но если устройство необходимо починить, то следует сделать это осенью.

Во-первых, проблема может усугубиться за это время, и вместо одной-двух деталей придется менять всю систему.

Во-вторых, за период бездействия кондиционер имеет свойство подвергаться действию коррозии, накапливать влагу внутри шлангов и других элементов, а это губительно для системы. По этой же причине необходимо в зимний период иногда включать прибор, чтобы он поработал. Это помешает влаге и воздуху скапливаться внутри кондиционера, что для него губительно.

Проверяйте элементы конструкции на предмет подтеков

Разгерметизация является одной из частых причин выхода из строя автомобильного кондиционера. Время от времени необходимо осматривать шланги, колпачки, радиатор и другие детали. Если на них обнаружились масляные подтеки, следует обратиться в мастерскую.

Регулярно проводите дезинфекцию системы охлаждения

Конечно, наличие неприятного запаха и бактерий влияющих на здоровье человека вряд ли нанесут вред кондиционеру, но водителю и пассажирам могут доставить неприятности. Поэтому рекомендуется раз в год проводить дезинфекцию. Это поможет устранить неприятный запах в салоне и убить большее количество микробов, которые попадают в автомобиль с воздухом.

Тщательно выбирайте мастерскую для обслуживания

Заправку кондиционера фреоном желательно предоставить специалистам. Они должны проверить, нет ли разгерметизации в системе, сделать вакуумирование, избавить агрегат от находящейся в нем влаги, проверить все показатели и испытать оборудование в рабочем состоянии.

Можно, конечно, произвести заправку и самостоятельно (понадобится специальный шланг, баллон с хладагентом и датчик давления), однако это чревато ошибками с неприятными последствиями.

По этой же причине следует пользоваться услугами проверенной мастерской. Очень часто работники допускают ошибки в процессе заправки кондиционера, например, используют не то масло, проверяют герметизацию с помощью кислорода (фреон обладает большей текучестью и то, что удерживает атомы кислорода, пропускает хладагент) и пр.

Раз в полгода меняйте салонный фильтр

Если фильтры отсутствуют, раз в 5 лет следует производить очистку испарителя.

Во время очистки радиатора проверяйте фиксацию трубок

Часто детали отходят, и их необходимо закрепить.

Если возникли подозрения на неисправность автокондиционера (нетипичные шумы или снижение рабочих функций), автомобиль следует отогнать на диагностику. Вовремя обнаруженная и исправленная неполадка сэкономит время и деньги владельца.