Председатель «Деловой России» предложил подключить деловые объединения к реализации перехода таможенной службы в «цифру»

20 октября в  пресс-центре МИЦ «Известия» прошла пресс-конференция на тему: «Совершенствование работы таможенной службы: переход в цифру». Позицию бизнес-сообщества представил председатель «Деловой России» Алексей Репик.

Мероприятие прошло в преддверии ежегодного Международного таможенного форума, который пройдёт в Москве с 21 по 22 октября. В пресс-конференции также приняли участие первый заместитель руководителя Федеральной таможенной службы Российской Федерации Руслан Давыдов и член коллегии (министр) по торговле Евразийской экономической комиссии Андрей Слепнев.

Они обсудили применение современных технологий в работе таможенной службы и цифровую трансформацию внешней торговли; развитие транзитного потенциала ЕАЭС; поддержку экспорта в России; совершенствование электронных сервисов и ИТ-инфраструктуры таможенных органов; новые инициативы в сфере таможенного администрирования.

Алексей Репик напомнил, что важный для предпринимателей тренд на диалог между бизнесом и таможенной службой был задан несколько лет назад на одном из ежегодных таможенных форумов.

— Соблюдение баланса между защитой интересов государства и отсутствием избыточного давления на бизнес-сообщество — это то, что мы уже пытались обсуждать на форумах ФТС. Для бизнеса очень важно, чтобы весь процесс был предсказуемым и не обременительным, — подчеркнул он, высоко оценив работу таможенной службы в этом направлении за последние четыре года.

По данным опроса среди членов «Деловой России» — участников внешнеэкономической деятельности, 80–90% из них активно используют автоматическую регистрацию деклараций. Доля автовыпуска деклараций среди членов бизнес-объединения — более 50%, а по стране средний показатель — 25%.

По словам Алексея Репика, дальнейшая цифровизация таможни будет не только полезна добросовестным предпринимателям, но и может мотивировать «серый» бизнес пересмотреть бизнес-модели и начать работать в рамках закона.

— Для тех, кто работает корректно, это абсолютно благоприятный и очень целесообразный процесс. Любая модель с большим уровнем транспарентности для добросовестного участника экономической деятельности всегда лучше — это отсутствие негативных трактовок, это предсказуемость, о которой мы всегда просили, — пояснил он.

По мнению председателя «Деловой России», в цифровизации таможенной службы должно оставаться место интересам бизнеса.

— Когда в отчётах в качестве KPI стоит количество уголовных и административных дел, это не может не коробить, — отметил он.

По его словам, «иногда ошибки это просто ошибки», «истории, связанные с добросовестным заблуждением» — таких случаев поможет избегать повышение квалификации сотрудников, но допустить, чтобы «цифра» трактовала всё по жёсткому шаблону, нельзя.

— ФТС не только прокурор, но и адвокат добросовестного национального бизнеса, — подчеркнул спикер.

Алексей Репик также обратил внимание на важность межведомственного электронного взаимодействия и отметил «драматическое усиление намерений со стороны правительства России это взаимодействие сделать эталонным».

Наконец, глава «Деловой России» отметил важность удобства работы с особыми экономическими зонами в части взаимодействия с таможенными органами.

— Таможенная служба — это высокопрофессиональный и очень эффективный государственный орган, который пользуется инструментарием цифровой экономики, чтобы работать. А превращается таможня в один большой компьютер с людьми, которые помогают ему жить и производить тонкую настройку его работы. Чтобы это превращение происходило безболезненно и бесстрессово, я считаю, хорошей идеей было бы создать некую рабочую группу представителей «большой четвёрки» российских деловых объединений, партнёров ФТС, естественно с участием представительства на высоком уровне самой таможенной службы, которая будет предметно заниматься вопросами цифровизации, работая в рамках реализации Стратегии — 2030, — подытожил Алексей Репик.