Представитель АПЭК Новгородской области Алексей Громский рассказал о выгоде, которую получит регион от нового кредита

Представитель АПЭК Новгородской области Алексей Громский рассказал о выгоде, которую получит регион от нового кредита.

— Что касается замены коммерческих кредитов бюджетным кредитом, во-первых, были заключены соглашения с рядом муниципалитетов, не только с Великим Новгородом, но он особенно выделяется за счет того, что является областным центром, и  за счет компенсированных объемов заимствований. К сожалению, из-за низкого качества бюджетного выравнивания в прошлом сложилась такая ситуация, что главы муниципалитетов (в частности, Великого Новгорода) вынуждены были прибегать к заимствованиям из коммерческих источников, чтобы реализовывать свои полномочия, в том числе заниматься национальными проектами на конкретной территории, — заявил представитель Агентства политических и экономических коммуникаций.

По словам Громского, сейчас за счет усилий на федеральном уровне регионального правительства и лично губернатора Новгородской области Андрея Никитина появилась эта возможность замены кредитов, во-первых, для того, чтобы способствовать выравниванию межбюджетных отношений, во-вторых, чтобы привести в соответствие друг с другом объемы полномочий, объемы тех задач, которые решают органы региональной власти и местного самоуправления, с объемами поступающих финансовых средств.

— Новгородская область, конечно, активно расширяет собственную налогооблагаемую базу за счет таких проектов, как создание особой экономической зоны, территорий опережающего экономического развития, за счет привлечения инвесторов и так далее. Но развитие бизнеса требует времени, а проблемы накопились и нуждаются в решении уже сейчас. Неоднократно власти Великого Новгорода, да и власти других районов, на предложение поучаствовать в программах софинансирования национальных проектов отвечали, что, к сожалению, резервов даже на небольшое софинансирование в бюджетах нет, поскольку бюджеты закредитованы, есть обязательства по исполнению судебных решений (в частности, переселение граждан из ветхого и аварийного жилья) и другие полномочия, которые необходимо срочно реализовывать, в том числе используя средства коммерческих кредитов. То есть имеются совершенно конкретные истории, которые не позволяют тратить деньги на развитие, — добавил специалист.

Никитин, используя этот инструмент, демонстрирует последовательность в своей политике, он является системным сторонником постепенного выравнивания межбюджетных отношений, насколько это возможно, причем выравнивания именно в интересах предоставления муниципалитетам, а если на федеральном уровне, то регионам, возможности для реализации полномочий по национальным проектам и по решению иных стратегических задач, считает Алексей Громский.

— Начиналась эта работа с аудита Счетной палаты бюджетных отношений. В частности, в Новгородской области Счетная палата как независимый арбитр оценила  наличие финансовых средств в бюджетах всех уровней, их соответствие тому объему полномочий, который необходимо реализовывать, и констатировала это значительное несоответствие данных параметров друг другу, причем не потому, что региональное правительство где-то недорабатывает, а потому, что  объективное количество субъектов экономической деятельности не может дать больше средств. Эта конфигурация была констатирована извне, затем были предложены механизмы, позволяющие заменить коммерческие кредиты бюджетными: были предложены инфраструктурные кредиты, президентом РФ была поддержана эта инициатива. Сейчас мы имеем этот пакет соглашений с рядом муниципалитетов с обязательством освободившиеся средства использовать на улучшение инфраструктуры, качества жизни, что по замыслу губернатора и его команды должно в дальнейшем способствовать появлению и развитию собственной налогооблагаемой базы в этих муниципалитетах, — подчеркнул представитель Новгородского АПЭК.

Аналогичной логикой, по мнению эксперта, Андрей Никитин руководствовался при решении проблем здравоохранения Новгородской области, когда имеющиеся многочисленные задолженности по коммунальным платежам районных больниц и других учреждений здравоохранения были компенсированы из бюджета, а в дальнейшем началось постепенное обновление материально-технической базы в этих учреждениях, что сейчас и происходит.

— Понятно, что такая разовая акция должна стать определенным стимулом для муниципалитетов, чтобы повысить активность их работы в плане комплексного развития. Это один из инструментов, который губернатор не первый раз использует в Новгородской области, но в данном случае слаженная работа со многими институтами на федеральном уровне власти позволила распространить его на ряд крупных муниципалитетов, — делится своим мнением Громский.

Так же специалист отмечает, что Никитин, как региональный лидер партии «Единая Россия», строит предвыборную активность по партийной линии, исходя из программных моментов, то есть у нас в меньшей степени происходит конкуренция личностей, нежели конкуренция программ в ходе избирательной кампании. С учетом того что выделение инфраструктурных кредитов регионам – это часть федеральной программы, в том числе и партийной, данное мероприятие отчасти можно назвать предвыборным в части реализации тех положений программы партии власти, которые направлены на развитие территорий и улучшение качества жизни. Но данной истории предшествовала, можно сказать, многолетняя работа, подбор и получение аргументации для федерального центра, причем обращаю внимание, что эта инициатива во многом является именно новгородской, но распространилась на всю страну.

— Итогом стали федеральное решение, соответствующие поручения президента РФ, нормативные акты, — заключил эксперт.

Напомним, Администрация Великого Новгорода получит для погашения долговых обязательств по коммерческим кредитам свыше 1,4 млрд рублей. Соглашение поможет снять с городского бюджета в ближайшие пять лет нагрузку в размере 508 млн рублей, которые в противном случае были бы уплачены по долговым обязательствам перед кредиторами.