Представитель Новгородского АПЭК Алексей Громский о законопроекте, о новых принципах организации региональной власти в РФ

Законопроект о новых принципах организации региональной власти в России – это продолжение работы по реализации положений Конституции, одобренных большинством граждан в 2020 году, подчеркнул представитель АПЭК Новгородской области Алексей Громский. Его разработчиками выступили архитекторы поправок – сенатор Андрей Клишас и депутат Павел Крашенинников.

— Кроме того, запрос на укрепление вертикали власти и большей ответственности региональных чиновников явно прозвучал от избирателей в ходе завершившейся кампании по выборам депутатов Госдумы нового созыва. Если что-то идет не так, граждане не хотят разбираться, какой уровень власти не реализует свои полномочия. Люди заявляют о проблемах тем представителям власти, до которых могут дотянуться в данный момент, или просто пишут о них в соцсетях в надежде, что сообщение попадет в мониторинг центра управления регионом. И единственной приемлемой для общества реакцией на такие сообщения является быстрое и эффективное решение проблемы, — добавил эксперт.

По словам Громского, еще один элемент вертикализации уже утвержден президентом – это Основы государственной политики в сфере стратегического планирования. Вопрос, какой стратегический документ главнее, перед чиновниками более стоять не должен, все они теперь должны быть согласованы. Так вертикаль власти наполняется содержанием.

— Сейчас законопроекту о региональной власти в РФ предстоит пройти крайне важный этап – обсуждение в парламентах регионов. Точки возможного напряжения уже понятны: это богатые национальные республики, такие как Татарстан, где призраки сепаратизма, видимо, все еще популярны у некоторой части местной элиты. Это проявилось в публичной дискуссии о наименовании главы региона, но это только вершина айсберга, — считает специалист.

Кроме того, важно обратить особое внимание на поправки, приходящие из сложносоставных субъектов Федерации. Например, на Крайнем Севере малонаселенные, но богатые территории годами вынуждены были заключать соглашения о перераспределении бюджетных средств и об исполнении отдельных полномочий, закрепленных за властями регионов верхнего уровня. В некоторых из них напряженные взаимоотношения между «матрешками» не только касались управленческих команд, но и выливались в настоящую ненависть между жителями связанных между собой территорий. Представитель Агентства политических и экономических коммуникаций предложил вспомнить результаты голосования по поправкам к Конституции в Ненецком автономном округе после очередных инициатив об объединении с Архангельской областью под общим руководством.

— Теперь в автономных округах ожидают, что полномочия будут закреплены за администрациями «автоматически» – без необходимости вести постоянные переговоры и заключать соглашения с более крупной «матрешкой». Но как быть с перераспределением бюджетных средств? Правила этой игры тоже необходимо зафиксировать раз и навсегда. Важно, что в рамках укрепляемой вертикали президент России делится своей популярностью с руководителями регионов. Появляется целый спектр инструментов оценки работы руководителей регионов: объявление официального предупреждения, выговора или отрешение от должности в связи с утратой доверия. И это также означает ответственность высшего руководства страны за то, что делает каждый из глав регионов. Ведь они принимают те или иные решения, будучи наделенными доверием президента, — резюмировал Громский.