Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало аналитический доклад: «Президентские выборы-2024: основные итоги и региональная дифференциация»

Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало аналитический доклад: «Президентские выборы-2024: основные итоги и региональная дифференциация».

Авторы доклада уделили внимание ходу кампании: повестке и региональным аспектам продвижения кандидатов, итоги выборов и региональную дифференциацию, президентские кампании и ЕДГ-2024, а также долгосрочные тренды, заданные выборами.

Рассматривая президентскую кампанию и ЕДГ-2024, эксперты отметили, что консолидация лояльных и значительной части колеблющихся избирателей вокруг Владимира Путина в ходе президентской кампании создает более благоприятные условия для «Единой России» и кандидатов лояльного пула в ходе региональных и муниципальных предвыборных кампаний 2024 года. В то же время региональные и муниципальные политики из лояльного пула могут опереться на общественную коалицию, сформировавшуюся вокруг президента, только при условии развития каналов обратной связи и плотной работы с локальной проблематикой.

В свою очередь, результаты кандидатов от парламентской оппозиции отражают как возможности, так и риски для выдвинувших их партий в ходе предстоящих избирательных кампаний текущего года. Так, достаточно успешная мобилизация либерального электората вокруг Владислава Даванкова в ряде регионов в ходе президентской кампании не означает, что сформировавшаяся вокруг кандидата общественная коалиция может сохранить устойчивость к Единому дню голосования-2024. При этом результаты Николая Харитонова в ряде протестных центров, как уже было сказано (см. раздел 2), свидетельствуют о том, что возможность привлечения более молодого и либерального настроенного избирателя в число ситуативных сторонников КПРФ (что стало одним из фактором успеха ряда кандидатов от партии, например, в ходе выборов в Мосгордуму в 2019 году) в данный момент сократились, что, правда, не отменяет возможности проведения такой результативной работы отдельными кандидатами от партии.

Уже в ближайшей перспективе с дополнительными вызовами могут столкнуться «Справедливая Россия — За правду» и «Яблоко», представители которых не участвовали в президентской кампании. Это может стать фактором усиления влияния на потенциальных сторонников партий представителей КПРФ и «Новых людей» соответственно. Такие риски будут стимулировать наиболее активные региональные отделения СРЗП и «Яблока» резко активизировать работу в соответствующих предвыборных городах и субъектах уже в конце марта-апреле 2024 года. Отметим раннее начало подготовки к выборам в Мосгордуму, например, со стороны СРЗП (проект «Справедливый кандидат»).

Можно выделить несколько групп регионов, где в 2024 году пройдут выборы губернаторов, депутатов заксобраний и представительных органов административных центров в зависимости от их протестного потенциала, в том числе с учетом результатов президентской кампании.

Патерналистские или электорально управляемые регионы, в которых риски протестного голосования минимизированы или крайне ограничены. К ним можно отнести, например, патерналистские Татарстан (предстоят выборы в Госсовет), Тыву (пройдут выборы в Верховный Хурал), Республику Крым (предстоят выборы в Госсовет и горсовет Симферополя), Ямало-Ненецкий автономный округ (пройдут выборы в Думу Салехарда). К этой же группе примыкают отличающиеся ограниченным уровнем протестного голосования Волгоградская, Тульская, во многом Курская и Брянская области (в этих регионах предстоят выборы заксобраний, при этом в Волгоградской и Курской областях — также губернаторские кампании, в Туле — выборы в городскую Думу), а также Ингушетия (состоятся выборы в Совет Магаса) и Башкирия (пройдут выборы главы республики).

Регионы с потенциалом снижения протестного потенциала по сравнению с предыдущими избирательными кампаниями. К таким территориям можно отнести, например, Москву (предстоят выборы в городскую Думу), Челябинскую область (должны пройти выборы губернатора и городской Думы), Севастополь (предстоят выборы в заксобрание), возможно, Амурскую (пройдут выборы в Думу Благовещенска) и Иркутскую области (состоятся выборы в Думу Иркутска).

Регионы с сохраняющимся сравнительно ограниченным протестным потенциалом. Курганская, Липецкая, Вологодская области, Санкт-Петербург (предстоят губернаторские кампании, причем в Петербурге — также выборы в Советы внутригородских территорий, в Кургане и Вологде— выборы в городские Думы), Карачаево-Черкесия (пройдут выборы в Народное Собрание), Кабардино-Балкария (состоятся выборы в парламент региона), Ставропольский край (пройдут губернаторские выборы), а также Северная Осетия (предстоят выборы в Собрание представителей Владикавказа), Бурятия (предстоят выборы в Совет депутатов Улан-Удэ), Еврейская автономная область (пройдут выборы в Совет депутатов Биробиджана), Чукотка (намечены выборы в Совет депутатов городского округа Анадырь), Пензенская область (состоятся выборы в Думу Пензы).

Регионы с заметным протестным потенциалом. Хакасия (состоятся довыборы в Госдуму по Хакасскому одномандатному округу № 35), Республика Алтай (пройдут выборы главы региона и депутатов Госсобрания-Эл Курултая), Хабаровский край (состоятся выборы в Законодательную Думу региона и Думу Хабаровска), во многом Марий Эл (пройдут выборы в Госсобрание и Собрание депутатов Йошкар-Олы), а также Забайкальский край, Оренбургская, Мурманская области, Республика Калмыкия (состоятся выборы глав регионов, а также выборы в горсобрание Элисты, Думы Читы и Мурманска), Ненецкий автономный округ (пройдут выборы в Совет Нарьян-Мара).

Безусловно, протестный потенциал в рамках муниципальных кампаний во многих указанных регионах также будет снижен благодаря применению мажоритарной избирательной системы.

В период с конца марта по начало июня 2024 года в предвыборных регионах стоит ожидать усиления конкуренции в ходе праймериз «Единой России» (с учетом наблюдаемого представителями местных элит роста масштабов лояльного голосования), возросшего внимания местных игроков к «Новым людям» (в том числе со стороны части влиятельных фигур местного уровня, ранее сотрудничавших со «Справедливой Россией — За правду» и рядом непарламентских партий), но также усиления конкуренции на либеральном фланге в крупных городах (отметим, например, анонсированное Борисом Надеждиным намерение поддержать команду кандидатов на выборах в Мосгордуму). При этом ограниченный уровень поддержки Леонида Слуцкого на президентских выборах может стать фактором усиления внимания чисти сотрудничавших с ЛДПР местных игроков к другим партиям (включая СРЗП там, где ее региональные отделения активны).

Комментируя доклад, эксперт АПЭК Алексей Громский отметил, что Выборы президента России для управленческих команд регионов и для внешних аналитиков, стали, кроме прочего, и масштабнейшим социологическим опросом.

— Например, соблюдая уровень поддержки оппозиционных кандидатов и основные тезисы их программы, можно сделать вывод о приоритетных направлениях развития территорий с точки зрения граждан. Избранный президент Владимир Путин однозначно дал понять – наиболее логичные предложения его оппонентов, войдут в единые стратегические документы и будут реализованы. Ну и, конечно, процент явки избирателей на участки многое говорит об эффективности властей соответствующих регионов с точки зрения информационных кампаний, — подчеркнул Громский.