АПЭК представило подробный аналитический доклад «Владимир Путин: 25 лет лидерства, архитектор системы, модератор геополитики, драйвер обновления»

Агентство политических и экономических коммуникаций опубликовало аналитический доклад: «Владимир Путин: 25 лет лидерства, архитектор системы, модератор геополитики, драйвер обновления».

26 марта 2000 года Владимир Путин был впервые избран на пост президента России, одержав победу в первом туре и получив 52,94% голосов. Можно выделить несколько ключевых аспектов политического стиля российского лидера, позволивших ему эффективно реагировать на вызовы и существенно укрепить внешнеполитическое влияние нашей страны за прошедшие 25 лет.

В представленном докладе авторы отмечают, что зарекомендовав себя в качестве эффективного антикризисного менеджера не только в условиях мировой рецессии 2008-2010 годов и эпидемиологических вызовов 2020-2021 годов, но и в ходе оперативной перенастройки архитектуры  национальной безопасности в период СВО,  Путин уже на фоне внешнеполитической напряженности 2022-2024 годов предпринял шаги для формирования «повестки мирного времени». 

Можно выделить несколько стратегических трендов, которые проявляются уже сегодня и, вероятно, будут определять развитие страны в 2025-2027 годах.

Политическая и экономическая «Весна»: на фоне внешнеполитической «разрядки» с США открываются новые возможности по поддержанию баланса между выстраиванием отношений с перспективными игроками «Глобального Юга» и странами Запада — одновременно с возможностью направления дополнительных средств на решение задач в сфере регионального развития и сохранения курса на дальнейшую модернизацию ВПК и Вооруженных сил.

Социально-экономическая нормализация в условиях возвращения повестки мирного времени  открывает возможности для интенсивного развития малого и среднего бизнеса («нового НЭП»), а также роста общественной активности на местах. Характерно, что механизмы для работы с такой гражданской активностью выстраиваются сейчас и в «Единой России» — например, в рамках курса секретаря Генсовета партии Владимира Якушева по сотрудничеству с муниципальными депутатами, что позволит вывести на новый уровень функционирование каналов обратной связи и реагирование федеральных властей на локальную повестку.

 «Новое ускорение» и модернизация предполагают реализацию масштабных программ по обновлению социальной, коммунальной, энергетической инфраструктуры, а также крупных проектов в сфере укрепления технологического суверенитета России на перспективу 2030-х годов.

Такая стратегия одновременно станет драйвером развития региональных индустриальных и образовательных центров, малых, средних городов и сельских территорий, а также диверсификации экономики субъектов (в том числе, ранее воспринимавшихся в качестве «экономически проблемных»).

«Большая перезагрузка» — подготовка новых кадров, которые будут играть ключевую роль в развитии России в 2030-2040-е годы. Этот курс предполагает опору на принцип меритократии в качестве ключевого критерия отбора, в том числе на региональном и муниципальном уровне.

Этот тренд должен охватить весь политический класс. Если в «Единой России» постоянное кадровое обновление является отработанным системным процессом (в том числе благодаря институту предварительного внутрипартийного голосования),  то часть игроков парламентской оппозиции в преддверии думской кампании 2026 года может ждать более резкая кадровая перезагрузка. На оппозиционном фланге вполне вероятно  и формирование новых партпроектов. Это не исключено уже в ходе парламентской кампании 2026-го и еще более вероятно — в преддверии аналогичных выборов 2031 года.

Реализуемая президентом стратегия гибкого доминирования предполагает  постоянную перезагрузку «путинского большинства» с включением в него новых экономически и социально значимых групп. Яркий актуальный пример — программы для участников СВО и членов их семей. На горизонте середины 2030-х годов сформированная Владимиром Путиным политическая система с высокой вероятностью подтвердит свой потенциал интеграции представителей новых профессий и социальных групп, которые будут вступать в активную общественную жизнь в ближайшие десятилетия.

Концепт «Остров Россия», вероятно, подтвердит свою  роль в качестве конкурентоспособной и международно признанной модели. Такая стратегия предполагает дальнейшую реализацию курса на укрепление внешнеполитического влияния страны в рамках сбалансированной внешней политики, работу с набирающими силу международными игроками, строительство гибких коалиций. Россия останется одним из основных международных «маяков» прогрессивного консерватизма, для экономической системы которого характерно сочетание поддержки частной инициативы и государственного индикативного планирования (что выгодно отличает такую модель как от «СССР2.0», так и от нерегулируемого рынка) с проактивной социальной политикой и сохранением актуальных традиционных ценностей.

Полная версия доклада доступна на сайте: Региональные комментарии.