В России резко выросло число фирм-однодневок

Каждый день в России открывается больше 500 компаний, которые могут быть причастны к обналичиванию. За последний год создание фирм-однодневок активизировалось. Об этом заявил директор департамента финансового мониторинга и валютного контроля Центробанка РФ Илья Ясинский.

Он указал, что запуск регулятором антиотмывочной платформы «Знай своего клиента» (ЗСК) привел к резкому росту регистраций новых юридических лиц, пишет РБК в среду, 7 июня.

— Каждый день регистрируется порядка одной тысячи новых юрлиц, и, по нашим оценкам, это где-то на 15% больше, чем было до запуска платформы ЗСК, – отметил Ясинский.

Он указал, что большая часть таких юрлиц приходится на технические компании. Это так называемые однодневки. Их специально создают для того, чтобы встроить в систему проведения подозрительных операций.

Ясинский отметил, что платформа ЗСК очень быстро реагирует на появление таких фирм. Они могут попасть в «красную зону» и без осуществления финансовых операций. Среди критериев, которые позволяют относить даже неактивную компанию к числу высокорисковых, – связь или аффилированность с клиентами, которые до этого были замечены в проведении подозрительных операций.

До запуска платформы банки также могли отказывать в обслуживании компаниям с признаками технических. Однако это делалось в ручном режиме. Сейчас весь процесс происходит централизованно в автоматизированном режиме, указал представитель ЦБ.

В 2022 году банки России обязали распределять клиентов по трем группам риска – высокий, средний и низкий. Это закреплено в законе об антиотмывочной платформе «Знай своего клиента», создателем которой выступил Центробанк. Закон был принят в марте 2022 года, а в июле вступил в силу.

Сервис позволяет кредитным организациям обмениваться информацией с регулятором об уровне риска клиентов – юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Это касается проведения подозрительных операций, которые направлены на обналичивание или отмывание денег. Группы риска были созданы по принципу светофора. В «красную зону» попадают клиенты высокого риска.