Можно ли смешивать авто масло для двигателя?

У начинающих автолюбителей возникает вопрос: можно ли смешивать масла разных производителей, категорий и классов вязкости? Давайте разбираться.

Если масло разных производителей

Любое масло состоит из основы и набора присадок, которые придают базовому маслу-основе индивидуальные качества. В возможной несовместимости основ разных производителей кроется первая проблема – у разных производителей разные технологии и способы производства основы, которая в итоге может обладать различными физическими свойствами (особенно это касается синтетики).

Из-за неодинаковости основ могут возникнуть проблемы при смешивании достаточно одинаковых синтетических масел, но от разных производителей. Происходит это потому, что в действие вступает гораздо более серьёзный фактор – присадки!

Поясню: чтобы достичь одинаковых показателей по вязкости и температурному режиму, заданному в нашем примере стандартами 10W40, производители решали абсолютно разные задачи, определёнными свойствами собственной базовой основы. И набор присадок, который в итоге решает их задачу приведения к стандарту, может получиться кардинально иным. И когда два этих разных набора химически активных элементов, коими и являются присадки, начинают взаимодействовать между собой…

Масло для двигателя бывает разных категорий, в зависимости от вязкости и температурного режима работы. Подробнее в статье «как выбрать масло для двигателя».

Если масло разных категорий

Мы рассмотрели простой случай – а представьте, если смешиваем ещё и масла разных категорий: например минеральное и синтетическое. Одна из десятков возникающих проблем: минеральное масло, в отличие от синтетического, не обладает стабильной вязкостью, и в нём необходимо использовать соответствующую присадку, и вот как она повлияет на синтетическую составляющую смеси – и это всего одна проблема. Более того, непонятно как будут взаимодействовать присадки между собой с течением времени.

Поэтому категорически не рекомендуется смешивать разные масла – сложно предугадать, что получится в итоге. Основными проблемами, которые могут возникнуть, являются следующие:

  • Загрязнение двигателя — закоксовывание колец, отложение шлака и т.п.
  • Выпадение в осадок части присадок либо снижение эффективности их действия
  • Повышение вязкости масла вплоть до его полного сворачивания и забивания маслопроводящих каналов

Итог может быть плачевен – необходимость капитального ремонта двигателя либо приближение к нему семимильными шагами.

Почему смешивают масло для двигателя?

Вроде убедились, почему нельзя смешивать различные масла. Но почему этот вопрос постоянно возникает и не теряет актуальность? Причины просты:

  • Иногда возникает ситуации тяжёлого выбора: при невозможности срочно долить то же масло рискнуть и долить другое.
  • Глобализация и унификация могут иметь положительное действие и на рынке масел: основы и в особенности присадки производятся не большим количеством производителей, что существенно уменьшает проблемы их совместимости, более того – производители знают эту проблему и постепенно стараются её нивелировать.
  • Положительные примеры тех водителей, которые не имели (или не заметили) отрицательных последствий увеличивают влияние фактора земноводной асфиксии (проще – жаба душит), если где-то завалялось полканистры казалось бы неплохого масла.

Здесь каждый водитель принимает решение сам: готов ли он рискнуть ради сиюминутной экономии денег/времени/уменьшения проблем или нет. Если «таки да» — прислушайтесь к общим рекомендациям, которые призваны уменьшить вероятность возникновения проблем:

  • Никогда не смешивайте масла разных типов (минеральное и синтетическое, к примеру)
  • Как крайняя мера, можно смешать масло одного производителя, но разного вида (например, синтетику Mobil 5W30 и синтетику Mobil 5W40). Желательно позже поменять масло и фильтр.
  • Долив до 10% схожего масла не должен повлиять на его свойства (примерно столько масла остаётся в двигателе при его замене)
  • Разное масло и разных производителей – только в крайнем случае.

Все равно, помните, что Вы и именно Вы рискуете, смешав масло!

P.S. Сам был в этой ситуации – в машине была залита синтетика Elf 5W40, которое я нигде не мог найти. В итоге принял решение, что синтетическое масло компании Total 5W40, с которой Elf входит в один концерн, будет достаточно близко по основе и присадкам. Добавив 20% этого масла я ничего не потерял. Но это было МОЁ решение…

Статьи по теме
  • Стоит ли покупать оригинальное фирменное масло для авто?
  • Присадки для двигателя. Есть ли от них толк и польза?
  • Нужно ли промывать двигатель при замене масла?
Комментарии

Во-первых, производителей основ масел не так уж много (речь не о производителях масел, которые зачастую оказываются просто фасовщиками). Производителей пакета присадок — всего 2 или 3. Выпускаемые масла должны смешиваться между собой без выпадения в осадок пакетов присадок и ухудшения свойств — это записано в самих стандартах на производство масел. А теперь вопрос, зачем рекомендуют не менять производителя масла — это чисто коммерческий интерес не упустить покупателя, ведь страшилки о поломке двигателя и расходы на промывку, зачастую отпугивают людей выбрать другого производителя масла. Я не раз смешивал масла разных производителей — ничего не происходит, ни осадка ни изменения вязкости (по крайней мере на глаз по стеканию с щупа). Рекомендуют промывать промывочным маслом — а что такое промывка, минералка с повышенным содержанием моющего компонента. После слива промывочного масла, его ещё около литра останется в двигателе, и будет смешано с новым маслом — но это почему-то не беспокоит производителя синтетики, я догадываюсь почему.

По поводу масел постоянно ведутся споры, что лучше, выбирают скорее по рекомендациям других людей, мнение которых тоже основано на рекомендациях. Кто боится — тот пусть меняет как написано в мануале, я для себя вывод сделал — надо доверять проверенной информации а не гаражным байкам.


Любые масла можно смешать, чем собственно производители масла и занимаются, вы что думаете…что купив допустим Castrol EDGE 5w30 вы покупаете канистру некоего однородного вещества маслянистого вида? На самом же деле в этой канистре гидрокренкиговая основа (что по сути минералка с высокой очисткой) в количество доходящей до 40-45% и смесь синтезированных масел с разной степенью вязкости, что и дает нужную консистенцию.

Причем, был судебный случай, в котором British Petroleum отстояли право называть масло fully sintetic при условии, что содержание в нем синететического масла более 50%…Ну прямо как с соками из пачек или кто то думает что они свежевыжатые? И можно не только смешать aral или liqwi molly с shell & mobil, а вообще абсолютно любые масла, даже имеющие разную основу — ничего не случится, проверено многократно на всех моих машинах. Ничего не залегло, не закоксовалось и не прогорело.

Что ещё почитать