Водитель категории Е
Водитель категории Е
Сегодня запустить двигатель, тронуться и сносно проехать на автомобиле могут очень многие люди. По телевизору как-то показывали американский сюжет довольно долгой погони полицейских за лихачом на легковом автомобиле. Фишка в том, что когда машину вынудили остановиться, оказалось, что за рулём сидел ребёнок, которого из-за руля-то еле видно было.
Может быть, здесь то же, что и в случае взаимоотношений современных детей с компьютерной техникой? Может, умение ездить в какой-то степени также передаётся детям генетически? Однако, чтобы грамотно и безаварийно водить автомобиль, нужно учиться. А чтобы стать водителем-профессионалом – водителем категории «Е» и управлять автопоездом, нужно учиться усердно. И ещё не каждому даётся эта непростая наука.
О профессии и профессионализме
В своё время профессия водитель была уникальной. Интеллектуальной, можно сказать, и редкой. В нашей стране, в частности, где в силу изоляционистской политики Запада машины были только отечественного автопрома, и их не хватало. Печальные – трагические факты времён начала войны: машина с полным кузовом эвакуированных попадает под бомбёжку, погибает водитель – и никого в кузове, кто бы мог сесть за баранку и ехать дальше…
После войны профессия водитель долгое время была одной из самых привлекательных и престижных. Ежегодно на курсах при ДОСААФ обучались тысячи и тысячи молодых парней. Очень многие получали эту профессию в Армии или перед службой по направлениям из райвоенкоматов.
Категорий тогда не было. Была классность: 3-й, 2-й и 1-й класс. Современный водитель категории «Е» – это был, конечно же, шофёр высшего, 1-го класса!
Каждый тогда мечтал и стремился поскорее сдать на 2-ой класс. А водитель 1-го класса вообще был элитой. Ему и доплата к окладу была существенной по тем временам. Повышение в классе зависело от шоферского стажа, а кроме того накопленное мастерство нужно было подтверждать на экзаменах по теории и практике вождения.
«Любители» и «профессионалы»
В пятидесятые годы на дорогах страны всё больше стало появляться легковых автомобилей, находящихся в личном пользовании. Родилось понятие «водитель-любитель». Начали выдавать «любительские» права, что, по-моему, звучит как-то ненормально.
Хотя означает это только то, что такой автомобилист не обязан знать устройство тяжелых грузовых машин и уметь устранить возникшую неисправность в пути, как, например, водитель категории «Е». Может быть, именно поэтому относятся к дороге и ведут себя порой очень уж «по-любительски» заруливающие в личном легковом автомобиле? Не на работе ведь, в конце концов, можно и расслабиться чуть-чуть. Только те моменты, которые касаются правил дорожного движения и этики человека за рулём – общие для всех. И игнорирование этими положениями чаще всего ведёт к авариям и катастрофам.
Есть ещё, чего скрывать, и среди профессионалов любители выехать на дорогу «под шафе». В 50 — 60-е годы это даже в какой-то степени романтизировалось. Особенно у дальнобойщиков, хотя тогда они так ещё не назывались. А что: дорога дальняя, комфорта в фанерной кабине практически никакого, постов практически не было.
Но сегодня, когда количество машин стремиться сравняться с количеством населения страны, когда обстановка на дорогах требует постоянного сосредоточенного внимания даже на междугородних трассах, не говоря уже о городах и населенных пунктах помельче, позволять себе подобное – самоубийство, и, зачастую, убийство других ни в чём не повинных людей.
Особенно это актуально, если ты – водитель категории «Е». Управлять автопоездом – это не на однокубовой «Мазде» или «Тойоте» с автоматической коробкой в бутик съездить. Вроде тоже машина, однако, как говорят в Одессе: две большие разницы.
К чести дальнобойщиков, и в частности водителей категории «Е», управляющих автопоездом, случаи совершения аварий с участием профессионалов в нетрезвом состоянии, исключительно редки. Чего нельзя сказать про управляющих супер оснащенными современной кибернетической техникой коробочками «автолюбителей». Мужчины, а нередко сегодня и дамочки, позволяют себе садиться за руль с настроением и в состоянии том же, в каком они выходят вынести мусор на лестничную площадку.
Секреты профессии водителей автопоезда
Доля автомобильного транспорта в общей структуре транспортной системы страны пока ещё не так велика в сравнении с развитыми западными государствами. Однако грузооборот и объем перевозок по автомагистралям России и за её пределы год от года увеличиваются.
Большой вклад в повышение этих показателей вносят как раз автопоезда. Производительность грузового автомобиля с прицепом на 60% выше одиночки, на 25% снижается удельный расход топлива на каждую тонну груза и, как результат – до 30% дешевле оказывается себестоимость перевозок.
При управлении автопоездом, водитель категории «Е» обязательно должен учитывать следующие моменты:
- движение с места, учитывая большое сцепление с дорогой, начинать только на первой передаче;
- трогаться надо исключительно плавно, медленнее, чем на одиночном автомобиле, отпуская педаль сцепления и чуть активнее «подгазовывая»;
- в продолжение пути следования не изменять резко скорость движения;
- перед переключением на повышенную передачу разгон должен быть продолжительнее и интенсивнее;
- ни в коем случае не допускать переключения передач на подъёмах;
- на поворотах описываемый радиус должен быть тем больше, чем длиннее автопоезд;
- по возможности, избегать движения задним ходом;
- тормозить очень плавно, заранее и постепенно снижая скорость.
Водитель категории «Е»
Кто, согласно действующему законодательству Российской Федерации, может получить право на управление составами грузовых транспортных средств, а также составным пассажирским транспортом типа «гармошка»? Чтобы получить категорию «Е», гражданин должен уже иметь квалификацию водителя категории «В», «С» или «Д» и водительский стаж не менее 12 месяцев.